Плюк Паранормальное и непознанное

Герои русских сказок – кто они?

  Меня, да и не только меня всегда интересовало откуда в русский фольклор пришли такие герои как баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, ведь без их участия не обходится ни одна волшебная сказка. 

Меня, да и не только меня всегда интересовало откуда в русский фольклор пришли такие герои как баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, ведь без их участия не обходится ни одна волшебная сказка

 

 

После непродолжительных поисков в интернете мне попалось несколько интересных материалов. Оказалось, что не я одна интересуюсь происхождением сказочных персонажей. Прочитав несколько статей, поняла, что существует огромное количество версий на этот счет, начиная от космического происхождения героев сказок и заканчивая реальными историческими персонажами. Одна из версий мне очень понравилась.

 

Многие филологи и историки, занимавшиеся русским фольклором, сходятся на том мнении, что Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч появились в русских сказаниях где-то в VIII-X веках и олицетворяют собой ничто иное как нашествия кочевников. Но если еще Кощей со своим войском и Змей Горыныч, сжигающие все на своем пути подходят под эту версию, то персона бабы Яги остается непонятной. Если рассуждать в этом направлении, то получается, что баба Яга как злая сила также могла каким-то образом участвовать в битвах и набегах. Но тогда придется обратиться к еще более древним источникам, а именно к «отцу истории» Геродоту.

 

 

Сразу хочу сказать, что данная версия принадлежит не мне, но, на мой взгляд, она наиболее достоверная. Речь идет о сарматах, проживавших на территории современной Украины. Если верить Геродоту, то сарматы произошли от легендарных Амазонок – женщин-воительниц заселявших в III веке до н.э. берега Черного моря.  Амазонки, а потом и сарматы славились своей воинственностью и агрессивностью. Кроме того они были солнцепоклонниками и, как и Древние Греки поклонялись богине Любви Афродите.  Там же, в районе современного Туапсе, если верить «Велесовой книге», находилось загадочное племя ягов, практикующих каннибализм. Яги были не менее воинственны чем сарматы. Так что вполне вероятно, что баба Яга из русских сказок это никто иной как предводительница племени ягов – женщина-воин, запечатленная в сознании славян как злая лохматая старуха на метле (лошади, на которых скакали Амазонки могли ассоциироваться с метлами).  Кроме того, их жилища располагались на сваях, а вокруг поселения был выставлен частокол с головами убитых врагов. Все как в сказках. Так что вроде все сходится.

 

 

Теперь немного о Змее Горыные о многих головах. В некоторых версиях говорится об ископаемых ящерах, в некоторых об инопланетных существах. Но все может быть гораздо проще – сказочный Змей Горыныч – это те же сарматы. Судя по древнегреческим рисункам,  на копье у предводителя войска сарматов вместо знамени был дракон с развевающимся  длинным хвостом. Если войско было несметное, то казалось, что летит многоголовый змей, что и запечатлелось в народной памяти. Что касается Кощея, то здесь загадка может быть одна – почему он бессмертный. Все остальное вписывается в основную версию о воинственных жадных племенах, нападавших на достаточно мирных славян, грабивших их поселения и угонявших женщин в плен.  

 

Если подытожить все вышесказанное, то каждая сказка хранит в себе память народа о своем прошлом, а все их герои – Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч отнюдь не являются плодом народного воображения. У них вполне могут быть реальные прототипы.

 

Автор:  Александра Домрачева