Гадание гаруспиков по внутренностям животных
Языческое жертвоприношение было торжественным событием. В жертву богу приносились быки, бараны, козлы или птицы. Выбор жертвы зависел от богатства жертвователя, а также от дела, которое тот хотел «уладить» с помощью Богов. В ритуалах были задействованы как жрецы, так и сам жертвователь. Это обеспечивало привлечение внимания всех участников дела, о благополучном разрешении которого просили Бога. Внутренности и жир убитого животного сжигали, а мясо отдавали жертвователю. Внутренности забитой жертвы начали изучать, пытаясь узнать исход дела. Особенно преуспели в этом искусстве этрусские гадатели — гаруспики.
В основе гадания гаруспиков лежал тот же метод, который ввёл во врачебное дело Гиппократ. Он учил: нужно подробно записывать все проявления болезни, какое лечение было применено и что из этого вышло. После череды проб и ошибок корпорация врачей накопила богатый врачебный опыт.
Античная медицина вышла на уровень, которого европейская медицина достигла лишь в XVIII веке. Гаруспики тоже записывали обстоятельства жертвоприношения, дело жертвователя, состояние внутренних органов после забития жертвы (оно зависело от состояния психики животного в момент забоя) и как это дело разрешилось.
Гаруспики, как и врачи, были закрытой корпорацией, внутри которой передавались эти записи. Более того, когда в эпоху Возрождения восстанавливались античные знания, гаданием по внутренностям занимались именно врачи. Не все, но некоторые из них. Например, этим прославился врач Екатерины Медичи Амбруаз Парэ. Жертвоприношения в Париже XVI века были запрещены, поэтому Парэ гадал на внутренностях казнённых преступников.
Поскольку по органам жертвы определяли в первую очередь её психическое состояние во время ритуалов обращения к богу, следовало выполнить два условия. Во-первых, жертва должна быть спокойна. Если она испытает волнение, отчего расширится печень, — то только под влиянием психических сил. И второе — органы жертв должны быть стандартизированы. Когда органы животных существенно отличаются, никакая систематизация знаний гаруспиков невозможна. По этой причине жертвенных животных разводили при храмах. Это гарантировало здоровье и близкое родство особей. Знатный человек, желавший принести жертву на дому, покупал для неё животное в храме. Это было вызвано тем, что приглашение гаруспика для гадания по внутренностям забитой жертвы считалось обязательным элементом жертвоприношения. Люди заранее хотели знать результат.