Хозяин горы
Есть у меня приятель в Хакасии – Олежка. Он сам родом из далекого горного улуса, но мы с ним познакомились в Абакане. Он хороший парень, ответственный работник, отец семейства, все при нем, казалось бы. Вот только жизнь как-то у него складывается через пень-колоду.
Однажды, например, его били в ночи рядом с домом – пятеро на одного, и он с травмами попал в больницу. Правда, выйдя из больницы со свежими силами, он одного из нападавших встретил в темном переулке. Уже один на один.
- Ну и что же дальше было, Олежка?
- Ну и ничего, пол-камаза угля сегодня привезет мне.
А еще как-то раз, сильно закусимши по случаю семейного торжества, Олежку свои же родственники связали и били по голове арматурой. После чего он тоже долго хворал.
- Ну и что же дальше, Олежка?
- Ну и ничего, на выписку мне трех баранов привезли.
А однажды Олежка на работе, в рамках должностных инструкций, упал с шестиметровой высоты.
- Ну и как же ты теперь работать там будешь, Олежка?
- Ну ничего, перевели на более легкую должность. Теперь я не монтировщик, а пожарник.
Вот такие истории с Олежкой происходят регулярно. Один раз его даже электричка сбила. И ничего, полежал в больнице, да и вернулся на пожарный свой пост. То есть получается, что с человеком какая-то чертовщина вечно происходит, но почему-то всегда кривая вывозит. И даже без необратимых последствий для здоровья.
А как-то раз сидели мы с Олежкой и неспешно за чаем разговаривали. Рассказывал он мне про родной улус, про жизнь тамошнюю, про людей… И хорошо там, конечно, ну дома-то всегда хорошо. Только пьют сильно.
- Ты поэтому уехал? – спрашиваю.
- Нет, – говорит. – У нас там Таг-ээзи очень опасный.
Таг-ээзи у хакасов – это дух-хозяин горы. Вообще, хакасы, как и многие другие тюркские народы Сибири, традиционно исповедующие шаманизм и одушевляющие силы природы, верят что у каждой горы, каждой реки, каждого леса, есть дух-хозяин. Эти духи живут в среднем мире, рядом с людьми. Суг-ээзи, например – хозяин воды. Если Таг-ээзи может дать охотникам богатую добычу, то к Суг-ээзи обращаются за покровительством во время рыбалки. Так вот, не дай нам Бог разгневать хакасского Суг-ээзи. Если рухнет Саяно-Шушенская ГЭС, то, как утверждают некоторые ученые, Абакана не будет через 20 минут, а Красноярска – через 40.
- А что ж ваш Таг-ээзи такого опасного делает? – спрашиваю.
- Понимаешь, он очень любит с одинокими путниками поболтать, спросить дорогу, или воды попросить. Человек с ним поговорит, чуть-чуть рядом пройдет, а через несколько дней страшной смертью какой-нибудь умирает.
- И что же, ты в это веришь?
- Да я его сам видел. Только близко он ко мне подойти не успел. Иду как-то через лес домой, и из далека меня окликнул кто-то. Оборачиваюсь, смотрю, мужик неподалеку стоит. Спрашивает, как на дорогу выйти. Я только ему объяснять начал, а он ко мне ближе подходит, гляжу, а ног-то нет у него. То есть, не стоит он, а в воздухе висит. Выше пояса он есть, а ниже – нету. Ну тут уж я не разбирая дороги ломанулся оттуда, еле ноги унес.
И вот эта история очень многое мне про Олежку прояснила. Встретился он с духом-хозяином горы, да не то чтобы нос к носу, и поговорить толком не успел. Вроде как смерть рядом была, и стороной прошла. Так и живет с тех пор наш Олежка – ни тут и не там, ни живой, ни мертвый. Всегда на грани.