Семеро спящих под горой или Семь отроков Эфесских
Не только грядущее находится в руках Всевышнего, Ему подвластно само течение времени, которое Он может останавливать, ускорять и даже обращать вспять. Не всем людям дано скользить между временами, лишь некоторым из них. В двух сурах « Корана» – «Пещера» и « Корова» – повествуется об избранниках Аллаха – семи гонимых юношах и странствующем купце Зуль Кифле.
В III веке н.э., во время правления римского императора Деция, в провинции Филадельфия (современный Амман) жили семь юношей (Семь отроков Эфесских), которые отвергли чужеземное многобожие и стали исповедовать веру в единого бога. По простоте душевной они не скрывали своих убеждений и рассказывали о них своим соседям. Переходили от одного дома к другому и повторяли: « Господь наш – Господь небес и земли, мы не будем призывать никакого иного божества».
Вместо ожидаемого одобрения они познали всю меру страха и ненависти односельчан. Из опасения, что известие о новой ереси достигнет слуха римского наместника и вызовет его гнев, а то и обернется прибытием карательного отряда, односельчане поначалу камнями забросали юношей, а потом, увидев, что те и не думают отрекаться от Бога, решили растерзать их на части.
Неофитам, чтобы спасти свои жизни, осталось лишь быстрее убраться прочь. Захватив верного пса, мальчишки бежали в пустыню. Достигнув Рахима (ныне это развалины города Петра в современной Иордании), спрятались в пещере. Измученные длительным бегством и голодом, юноши, едва оказались в безопасности, сразу уснули. Однако сон их был беспокойным, а пес, улегшийся у самого входа в пещеру, скалил зубы и грозно рычал на неведомого врага.
Спустя какое-то время спящие проснулись. Один из них спросил у товарищей: «Как вы думаете, долго мы спали?» Ответы были самыми разными: « Пару часов», « Весь день и ночь». А младший, потянувшись, сказал: «Мне кажется, что я пробыл в этой пещере целых сто лет!” Эти слова вызвали общий смех. И старший сказал: «За эти сто лет я успел, как следует проголодаться. Давайте кого-нибудь пошлем за продуктами». Кинули жребий, и выпало идти, как и следовало ожидать, младшему.
Собрали деньги, сколько у кого было, и объяснили своему посланцу, чтобы он действовал осторожно, не рассказывал, кто он и откуда, и уж тем более хранил в тайне местонахождение пещеры. Иначе они могут вновь попасть в руки своих недругов.
Напоследок велели: «Да не бери первое что попадется, а выбери самое лучшее, самое вкусное!»
С удивлением мальчик рассматривал встречавшихся людей: одеты они были как-то странно, употребляли неизвестные слова, все поклонялись единому Богу! Когда же посланец протянул продавцу съестного свои деньги, тот неожиданно воскликнул:
«Откуда они у тебя? Ты что, нашел древний клад?»
Ничего не понимая, мальчик возразил, что клада никакого он не находил, а деньги самые обыкновенные, и еще вчера он покупал на них лепешки и молоко. Продавец закричал еще громче:
«Люди, посмотрите на этого маленького лжеца! Он предлагает мне монеты трехсотлетней давности и уверяет, что они новые!»
Вокруг собралась толпа, пес лаял, купец кричал, испуганный и растерявшийся мальчик плакал. Наконец какая-то женщина успокоила его и сказала: «Скажи только, откуда у тебя эти монеты?»
И он, размазывая по лицу слезы, выложил все: как они с друзьями подверглись гонениям за веру в Аллаха, как убежали и спрятались в пещере, как проснулись, собрали деньги, и его отправили за покупками.
«Это наши деньги, и мы ни у кого не крали их», – закончил он свое повествование.
«Но если все, что ты рассказал, правда, то тебе сейчас должно быть … никак не меньше трехсот лет, – улыбнувшись, заметила женщина.
– Пойдем же к твоим друзьям, пусть они подтвердят сказанное тобой, – и добавила:
– Мы не причиним им никакого вреда, ведь все мы, как ты и твои друзья, верим в Аллаха Великого!»
Так и нашли ребят, которые проспали в пещере 309 лет и дождались времени, когда их вера стала общей для всего арабского мира.
«Трехсотлетних» юношей , явившихся свидетелями могущества Господа прозвали Семь отроков Эфесских, забрали в город и дали все необходимое для жизни, которую они провели как самые обыкновенные люди. Сама же пещера с семью нишами была провозглашена священным местом, и над ней была построена мечеть. Руины ее существуют и доныне …